В рамках традиционной рубрики, посвящённой истории тех или иных культовых моделей кроссовок, Clarks Wallabee могут выглядеть несколько неожиданно. Однако, переоценить культурное значение этой необычной обуви в контексте хип-хопа и даже сникер-индустрии в целом сложно.
Увлекательная история изначально «пенсионеркой» модели началась в 1967 году, когда дизайнеры типично британского бренда Сlarks представили новый силуэт. Новинка, рассчитанная на пожилых англичан, была разработана на базе старинных немецких мокасин «Grashopper» и производилась в Ирландии из натурального каучука и плотной мягкой кожи. По фантастической иронии, модель стала необычно популярна на другом конце планеты и среди совершенно иной аудитории, а её влияние распространилось на весь мир и несколько неожиданных социальных пластов, явно не предусмотренных планами её создателей.
Начнём несколько издалека.
Ямайка, Кингстон
В конце 50-х годов на Ямайке на фоне экономического и культурного кризиса, безработицы и социального напряжения возникла молодёжная субкультура, известная как Rude Boy («грубые парни»). Помимо агрессии и презрения к опасности, любви к ска, рокстеди и регги, они отличались характерным внешним видом — чёрные костюмы, галстуки и шляпы, а также Clarks Desert Trek, выпущенные ещё в 50-х годах. Модель быстро стала ассоциироваться с преступной деятельностью, поэтому если полицейские видели кого-нибудь в этих ботинках, они автоматически считали его нарушителем закона (задолго до того, как подобную репутацию благодаря латиноамериканскому криминалитету заработали Nike Cortez). Модель даже получила прозвище «The Bankrobber» («Грабитель банков»). 17 годами позднее аналогичную репутацию заработали и Wallee, как ласково называли их сами создатели. К слову, именно стиль «рудбоев», искавших лучшей жизни в Англии в период 60-70-х годов, повлиял на формирование стиля традиционных скинхедов, но это уже совсем другая история.
На протяжении 60-х и 70-х годов Ямайка была источником новых музыкальных жанров, повлиявших на формирование современного хип-хопа. А вместе с музыкой в Северную Америку просачивался и стиль локальных субкультур, в том числе — Wallabee как часть образа, позднее частично «присвоенного» нью-йоркской хип-хоп сценой.
Восточное побережье США, Нью-Йорк
Если спросить у любого поклонника классического хип-хопа, с чем у него ассоциируются Wallabee, с высокой долей вероятности он упомянет Wu-Tang Clan. Они публично демонстрировали свою любовь к обуви Clarks, обеспечив модели даже соответствующее прозвище — «Wu Shoe.» Даже великий ныне покойный MF Doom также был большим поклонником модели и даже представил совместную коллаборацию с брендом в 2014: вместе они выпустили пару с тиснением на пятке в виде его фирменной металлической маски.
Среди фанатов Wallee можно также отметить Дрейка и Канье Уэста: последнего можно было регулярно наблюдать в тёмно-серых мокасинах ещё до сотрудничества с adidas и Nike.
В одном из недавних интервью Slick Rick вспоминал, как в середине 1980-х годов он впервые приехал в Нью-Йорк, и обнаружил вокруг бесчисленных ямайцев, носивших Clarks. Переехав из Суррея (Англия), уроженец Лондона вполне справедливо ожидал чуть меньше британской обуви на улицах Большого Яблока. По мере развития брейданс-сцены в росла и популярность Clarks. Группы бибоев можно было увидеть одетыми свободно сидящие вещи ярких цветов, которые отлично сочетались с потёртыми Wallabee. В то время Notorious B.I.G. и Slick Rick регулярно носили Wallabee, Ghostface Killah называл себя «Wallabee Kingpin» («Wallabee авторитет», если пытаться перевести), а MF Doom в середине 90-х годов получил сделанную для него на заказ пару в стиле Knicks. И культура, и бренд вместе переживали подъём. Как заявил Slick Rick, «Благодаря хип-хопу Clarks стали известны миру в глобальном масштабе. Для меня обувь — это личное, и именно она формирует весь мой образ. Clarks символизируют комфорт, но в то же время олицетворяют стиль, синонимичный с энергией настоящего хип-хопа.»
После бесчисленных упоминаний Wallabee на протяжении девяностых годов, любовная связь Wu-Tang Clan с Clarks была официально зафиксирована в рамках совместных релизов 2018-2019 годов — лимитированных Wallabee с маркировкой «Wu Wear», выпущенных брендом в честь 25-летия альбома «36 Chambers.»
Спустя годы подобное влияние продолжает напоминать о себе: например, NAS снялся в кампейне Clarks x Aimé Leon Dore в 2020 году в контексте рассказа о жизни в Нью-Йорке.
«Как и большинство культовых классических силуэтов Clarks, Wallabee просты, удобны и обладают совершенно уникальной формой», — объясняет популярность силуэта Тара МакРей, главный менеджер Clarks.
Япония, Токио
Параллельно с ростом популярности в США, победное шествие модели продолжалось на другом краю земного шара — в Японии, где модель стала фаворитом модников в токийских районах Харадзюку и Сибуя. Важно отметить, что для жителей Японии, столица стиля — это, первую очередь, Лондон, а не Милан и Париж.
«Я знал о Clarks только благодаря Clarks Originals: я познакомился с ними ещё в 80-х», — вспоминает Ацуши Хасегава, менеджер по креативным концепциям Clarks. «Clarks Originals были представлены в очень хороших магазинах… Я вырос с Clarks Originals — Desert Boots, Desert Trek, Wallabee, Natalie. В молодости я успел переносить много знаменитой обуви, и мне определенно нравились Clarks Originals с их аутентичным, простым дизайном.»
Англия, Лондон
Примерно в то же время, совершив круг вокруг земли, Wallabee вернулись «на родину», завоевав заслуженную славу в Великобритании благодаря подъему эйсид-хауса и бритпопа. В интервью Mixmag Стивен Андерсон, сооснователь Oi Polloi, заявил: «Помню, что когда впервые увидел их, я подумал, что они просто сумасшедшие — они выглядели как старые дедовские башмаки. Тем не менее они мне нравились. К тому же, в те времена в клубах нельзя было носить кроссовки, поэтому они были единственной доступной крутой обувью. Правда, они не были практичными, учитывая грязь на полу в The Haçienda и на некоторых афтепати.» Эта обувь была замечена на ногах участников Blur и Oasis, а Ричард Эшкрофт из The Verve даже запечатлён в Wallabee на обложке альбома «Urban Hymns» 1997 года.
Учитывая тесную связь модной и музыкальной индустрий, не удивительно, что в начале нулевых лимитированные совместные издания Wallabee со стритвир-брендами выпускались чуть ли не каждый месяц. Среди них — издания от David Z, BAPE, Carhartt WIP, END., Ronnie Fieg и Stüssy, а также, разумеется, версии от Supreme 2012 года. Последние представили позже ещё ряд особых версий Wallabee, так что 2012 годом всё не ограничилось.
Модель по сей день остаётся одной из самых популярных, широко представленных и коммерчески успешных моделей Clarks.
Что скажете, знатоки? Делитесь своими соображениями и ощущениями относительно этой необычной модели в комментариях ниже.
В процессе написания статьи были использованы материалы Hypebeast, Mixmag, The Sole Supplier.